Уважаемый Денис Валентинович!

В последнее время отечественные средства массовой информации в связи с предлагаемым Минпромторгом и Росстандартом введением оборотных штрафов некорректно передают ведомственную статистику, создавая нездоровый ажиотаж вокруг проблемы недолива, вместо спокойного обсуждения этой проблемы и способов ее решения.

Например, в статье «Пятая колонка: 19% АЗС в России недоливают топливо» в издании «Известия» от 13 сентября 2019 года ее автором Михаилом Калмацким приводятся следующие данные. На 19% проверенных Росстандартом с начала 2019 года АЗС был обнаружен недолив топлива. Всего было проверено чуть более 200 автозаправочных станций, и в 39 случаях специалисты зафиксировали нарушения, сообщили «Известиям» в федеральном агентстве. Правда журналист обобщил информацию о частных результатах проверок на всю генеральную совокупность из 25 000 АЗС страны и не стал задаваться вопросом насколько вообще корректна подобная экстраполяция.

Еще более жесткие тезисы наблюдаются в материале агентства ТАСС, который вышел 18 ноября 2019 года под громким заголовком «В Минпромторге сообщили, что недолив топлива на заправках превышает норму в два-три раза». В самой же статье также утверждается, что две трети заправок недоливают гражданам. При внимательном изучении материала обнаруживается, что речь идет о результатах проверки в Центральном федеральном округе, но при этом количество проверенных АЗС не указывается, данных по числу выявленных случаев недолива нет. Приведен только диапазон недолива.

«В части оценки объема недоливаемого топлива и ущерба можно привести следующие данные по результатам проверок в 2019 году в Центральном федеральном округе. По данным проверок, согласно заключению экспертной организации, при измерении налива 10 л образцовым мерником при норме не более 25 мл фактически недолив составлял от 50 до 90 мл. При измерении налива 50 л при норме не более 125 мл фактически недолив составлял от 200 до 300 мл», — сообщили в пресс-службе Минпромторга агентству ТАСС. Далее пресс-служба Минпромторга отмечает, что проблема недолива является систематическим явлением, ссылаясь на данные общественного контроля, по которым две трети АЗС недоливают топливо».

Происхождение данных, приведенных в последнем предложении, доподлинно неизвестно. В прошлом году Независимый топливный союз уже обращал внимание общественности на сознательную манипуляцию результатами мониторингов со стороны некоторых общественных организаций в связи с обсуждением проблемы недолива на АЗС.

Так, 2 июля 2018 года Федерация автовладельцев России (ФАР) опубликовала на своем сайте результаты мониторинга по проблемам недолива на АЗС, отметив, что не доливают топливо 76% заправок. Помимо процедурных проблем проверок ФАР, Союз также обращал внимание на некорректность экстраполяции выводов на генеральную совокупность в 25 000 заправок, так как в ходе мониторинга было проверено всего лишь около 40 АЗС.

Помимо проблемы манипуляции результатами мониторинга, Независимый топливный союз также выражает серьёзную озабоченность качеством методологий, используемых общественниками для осуществления своих проверок. Учитывая достаточно жесткие требования к норме погрешности при наливе моторного топлива, а также необходимость строго соблюдения температурного режима при совершении замеров, совершенно не понятно каким образом «тайные покупатели» проводили закупку и измерение количества топлива.

В числе вопросов, возникающих по итогам данных информационных сообщений:

•              Какое количество АЗС фактически было проверено?

•              Каким образом и по какой методологии проводился замер количества топлива?

•              Какие организации и эксперты привлекались Росстандартом для проведения проверок и на каком основании?

•              Каким образом анализировались и систематизировались итоги проверок?

•              Кто входил в экспертную комиссию/совет?

•              Почему результаты проверок/исследований не опубликованы на официальных ресурсах Минпромторга и Росстандарта с раскрытием методик их проведения?

Пока ситуация выглядит, как информационные вбросы со стороны заинтересованных лиц, которые дают «жареные факты» СМИ. Обычный потребитель вправе возмущаться, слыша подобные заявления. Но в текущих условиях, когда и нефтепереработка, и топливная розница находятся в крайне сложной ситуации, подобные предложения — есть ничто иное, как попытка решения экономической проблемы (отсутствие прогнозируемой рентабельности и устойчивых значений маржинальности, а, следовательно, и средств на реновацию АЗС) политическими методами (повышение административного давления).

Можно сделать вывод о том, что кампания по ужесточению карательных мер в отношении владельцев АЗС, носит лоббистский характер и негативно влияет на становление и развитие топливной инфраструктуры.

Различие в методологиях, некорректная выборка в исследованиях, все это может говорить о продуманной кампании по лоббированию интересов и расширению полномочий конкретных ведомств. Видятся и ясные цели по получению дополнительного финансирования из бюджета под эти исследования, положительное упоминание в СМИ, постоянное актуальное присутствие в информационном поле. Для задач чиновников это понятно и объяснимо, но что от подобных инициатив получит простой потребитель?

Кроме того, лоббистская активность идет в разрез с декларируемыми задачами правительства и президента о послаблении давления на бизнес. Текущие правила игры не позволяют развивать автозаправочный бизнес в стране.

В заявлении Минпромторга предлагается ввести оборотный штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей. Повторное нарушение повлечет увеличение штрафа до 3% — до суммы размером не менее 2 млн рублей.

Такие меры приведут к тому, что многие независимые игроки рынка АЗС будут вынуждены ликвидировать свой бизнес. Проблема недолива может быть связана не столько с недобросовестностью владельца заправки, сколько с устаревшим оборудованием, либо со сбоями в его работе. В каждом конкретном случае разбираться надо самым тщательным образом. В первую очередь, необходимо не штрафовать, а давать возможность работать и обновлять оборудование, вкладываться в развитие инфраструктуры. Ужесточение мер административного давления в условиях и без того сложной экономической ситуации в отрасли приведет к неминуемой деградации топливной инфраструктуры страны.

Увеличение штрафных санкций не способно решить проблему недолива. Здесь нужен системный и дифференцированный подход, рассматривающий проблему в комплексе и в первую очередь обеспечивающий неотвратимость наказания в случае выявления нарушения. В противном случае мы столкнемся с возросшим уровнем коррупции и показательными «поркам» для обеспечения внутриведомственной статистики. Ведь когда предписанный размер штрафа может одномоментно поставить бизнес на грань банкротства, мотивация «договориться на месте» крайне высока.

Независимый топливный союз признает наличие проблемы недолива, но подчеркивает, что она не является системной и может носить непреднамеренный характер. Ее можно решить с помощью конструктивного диалога власти и бизнеса. Кроме того, необходим комплексный подход к развитию топливной инфраструктуры, о чем неоднократно говорил в своих выступлениях Президент РФ В.В. Путин.

Настоящим письмом, на основании п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просим Вас:

•              Предоставить данные по проведенным проверкам АЗС.

•              Публично заявить о том, что выводы по результатам проверок Росстандарта по недоливам на АЗС недопустимо масштабировать на непроверенные АЗС, как минимум из соображений соблюдения презумпции невиновности по обвинениям в административных правонарушениях.

•              Назначить новую экспертизу с участием представителей Независимого топливного союза с целью провести достоверную комплексную проверку АЗС с использованием прозрачной и понятной методологии.

•              Обеспечить открытую ревизию исследования на всех его стадиях, с доступом ко всем данным проведенных проверок АЗС посредством открытых источников.

Мы готовы оказать поддержку органам власти, включая Министерство промышленности и торговли и Росстандарт, в реализации наших предложений, а также предоставить все имеющиеся в нашем распоряжении расчеты и данные по независимым АЗС.

П.А. Баженов

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя