Выступление Главы ФАС Игоря Артемьева

28 ноября прошел Форум «Биржевой товарный рынок». Мероприятие ежегодно собирает более 400 участников из нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной и химической отраслей, а также трейдеров, брокеров, представителей банков и финансовых компаний. 

Одной из главных тем Форума в этом году стало 5-летие биржевого газового рынка – в 2014 году на СПбМТСБ состоялся запуск биржевых торгов газом.

Среди спикеров были заявлены: Игорь Артемьев, руководитель ФАС; Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России; Александр Усс, губернатор Красноярского края; Алексей Сазанов, директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ и многие другие. 

По словам вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, основные доклады участников мероприятия оптимизмом не отличались. 

«Стоит обратить внимание на два знаковых выступления, — говорит Гусев. –  Во-первых, руководитель ФАС Игорь Артемьев несколько раз заострил внимание на том, что мировые ценовые агентства, определяющие ключевую стоимость на нефтепродукты, несмотря на полученную регулятором возможность ознакомления, обладают весьма непрозрачной методикой формирования цен. Это создает предпосылки для будущего становления российских бирж ценовыми индикаторами всего мира. В выступлении представителя ЦБ РФ, было особо подчеркнуто, что цены на нефтепродукты должны быть сравнимы с мировыми, соответственно, есть шанс опереться на ЦБ в части поддержки формирования независимого и открытого рынка нефтепродуктов».

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов заявил, что производство бензина в России в текущем году растёт при стагнирующем спросе. По словам Рубцова, которого цитирует Финмаркет, на сегодняшний день сложилась следующая ситуация: производство бензина растёт примерно на 2,3%, около 800 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Притом, что потребление в этом году стагнирует. Это отражается на ценовой ситуации, и сегодня средние внутренние цены на бензин ниже экспортного паритета. По сути, компании, которые реализуют товар на внутреннем рынке, недополучают по сравнению с экспортным паритетом.

По словам Президента Независимого топливного союза Павла Баженова, сам по себе факт наличия маржинальности лишь в условиях получения субсидий, должен настораживать. «В условиях рыночного, а не как сейчас регулятивного порядка, никакого демпфера попросту бы не требовалось, — говорит Баженов. – Эффективность определялась бы возможностями выполнять условия, которые поставлены рынком, а не соблюдением требований регулятора. Сейчас, действительно, перерабатывать продукцию условно выгодно, потому что от этого зависит наличие достаточной для воспроизводства производственного процесса маржинальности. Но при этом мы забываем о причинах низкой маржи нефтепереработки – высокие акцизы, бремя уплаты которых лежит НПЗ».

 «Следует отметить, что сложившуюся ситуацию скорее можно назвать неустойчивым равновесием, чем нормализацией и стабилизацией, — подтверждает руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. –  Проблема в том, что мы находимся в условиях стабильной внешней конъюнктуры – цены на нефть и производные от неё продукты колеблются в устойчивых коридорах, а, следовательно, волатильность индексов экспортной альтернативы также была незначительной. Однако, в случае стремительного роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, ситуация, безусловно, изменится».

Таким образом, ситуация на топливном рынке по-прежнему является неустойчивой и во многом зависит от внешней конъюнктуры, а также гибкости решений регуляторов. В то же время весь действующий на сегодняшний день механизм сдерживания цен на внутреннем рынке ставит крест на развитии нефтепереработки России и повышает риски исчезновения независимых НПЗ на российской рынке нефтепродуктов.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя