В преддверии августовского заседания комиссии по вопросам стратегии развития топливно-экономического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности при Президенте России Аналитический центр Независимого топливного союза провел расчеты, которые демонстрируют, что российский топливный рынок сегодня находится накануне очередного кризиса аналогичного майскому росту цен на топливо. По открытым сообщениям, в прессе комиссия по ТЭК и экологической безопасности запланирована на 27 августа 2018 года в Кемерово по следующим темам: налоговый маневр в нефтяной отрасли и проблемы угольной отрасли промышленности. Независимый топливный союз направил в адрес председателя комиссии — Президента РФ Владимира Путина письмо с расчетными данными, свидетельствующими о надвигающемся кризисе на отечественном топливном рынках и мерах по его предотвращению.

В настоящее время текущая динамика оптовых цен и экспортной альтернативы (нетбэка) по основным видам бензина — АИ-92 и АИ-95, наряду с анализом динамики валового объема сделок на бирже по этим категориям нефтепродуктов за 2018 год позволяет прогнозировать значительный рост оптовых цен в ближайшие месяцы. Если посмотреть на разницу между нетбэком и биржевыми ценами на АИ-92 и АИ-95, то уровень доходности экспортной альтернативы находится на уровне, превышающем данный показатель на момент начала стремительного роста оптовых цен в апреле 2018 года (красные эллипсы на графиках). Еще в середине марта перед началом летнего сезона, когда обычно наблюдается повышенный спрос на нефтепродукты, валовый объем сделок на бирже сократился, что в конечном итоге привело к значительному росту оптовых цен в период апрель-май 2018 года.

Кроме того, наблюдается сокращение валового объема сделок на бирже (синие эллипсы) при единовременном повышении биржевых цен и росте доходности экспорта. На это накладывается корректировка рубля относительно доллара, сегодня рублевая выручка за реализацию 1 барреля сырой нефти выше, чем в мае 2018 года. Учитывая возрастающую доходность экспорта и отсутствие отлаженной системы поставок на внутренний рынок, все говорит за дальнейшее сокращение валового объема реализации на бирже. При сохраняющейся динамике указанных выше показателей оптовая цена неминуемо перешагнет рубеж в 50 000 рублей/тонна, что в условиях «заморозки» розничных цен приведет к очередному топливному кризису в стране. В розницу цена на бензин может пробить 50 рублей за литр уже осенью, если не предпринять решительных мер.

Напомним, что в конце июля 2018 года решительные действия Правительства РФ и ФАС позволили снизить оптовую цену до приемлемых значений за счет давления на вертикально-интегрированные нефтяные компании на предмет увеличения реализации валового объема нефтепродуктов на бирже (см. график). Свою роль сыграло также снижение акцизов на нефтепродукты.

При этом значение общего объема поставок в июле 2018 года превысило на 51% объем поставок в аналогичный период в 2017 году. Это подтверждает наш тезис о том, что наиболее действенным методом снижение оптовых цен является увеличение обязательного объема реализации на бирже. Поэтому, предложение Независимого топливного союза об увеличении нормативов до 25% по ДТ и 50% по бензинам актуально, как никогда. Однако, к нашему сожалению, меры по увеличению нормативов по обязательным поставкам на биржу были приняты в «ручном» режиме и законодательно никак не зафиксированы. Кроме того, до сих пор не решен вопрос с подключением всех НПЗ к обязательным поставкам на биржу. Предложенные Независимым топливным союзом меры по устранению спекулянтов на рынке «вторичных продаж» на бирже СПбМТСБ до сих пор не приняты, что тоже служит дополнительным фактором, ухудшающим ситуацию на оптовом рынке. Создается впечатление, что регуляторы теряют контроль над ситуацией.

Для стабилизации ситуации на отечественном топливном рынке Независимый топливный союз предлагает уравновесить внутренний рынок и экспортную альтернативу. Этого можно добиться только либерализацией цен в розничном сегменте и снижением налоговой нагрузки за счет обнуления акцизов на бензин и дизельное топливо параллельно со снижением экспортных пошлин в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Никто не будет спорить, что нефтегазовая отрасль является системообразующей для экономики России. Почему же для поддержки банковского сектора государство пошло с ноября 2014 года на плавающий валютный курс и как мы видим, никакой катастрофы не произошло. Либерализация формирования розничных цен на бензин и дизельное топливо, а также обнуление акцизов на нефтепродукты позволила бы сбалансировать внутренний рынок и экспортную альтернативу.

Независимый топливный союз предлагает следующие меры по недопущению кризиса отечественного рынка нефтепродуктов:

  1. Для преодоления диспаритета розничных и оптовых цен необходимо кратно увеличить значения обязательных к реализации объемов на бирже (до 25% — дизельное топливо; до 50% — автомобильный бензин), а также распространить требования на все отечественные НПЗ без исключения. Также обязательство по биржевой торговле нефтепродуктами необходимо добавить в условия выдачи лицензии для переработки нефти.
  2. Предложить Правительству РФ при проведении налогового маневра для выравнивания условий хозяйствования на внутреннем и внешних рынках, параллельно снижению экспортных пошлин, произвести поэтапное снижение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 года. Необходима система одинаковой налоговой нагрузки на внутренние и внешние поставки, при которой только и возможен полноценный баланс отечественного рынка и экспорта. Такая система может иметь следующую конфигурацию: НДПИ и НДС на внутренние поставки, НДПИ и экспортная пошлина в размере НДС на внешние поставки. Если произвести либерализацию розничной цены, а также реформировать налоговое законодательство в описанном выше ключе, отечественный и внешний рынки будут балансироваться в автоматическом режиме. При этом потери от упразднения акциза на моторное топливо в бюджете будут компенсированы уменьшением затрат на обратный акциз на нефть для НПЗ.
  3. Следует совершенствовать биржевую торговлю, в том числе по направлению системного развития мелкооптовой торговли с возможностью отгрузки трубопроводным транспортом и упразднению временного лага при формировании цен в разных сегментах рынка. В этом направлении Независимый топливный союз предлагает следующее:

3.1. Ограничить возможности для нефтетрейдеров заниматься спекулятивными «вторичными» сделками на базисах торговли НПЗ посредством увеличения гарантийного обеспечения по таким сделкам с 5 до 100%;

3.2. Разработать и внедрить единый для всех участников рынка стандарт биржевой мелкооптовой торговли, обеспечить подключение к биржевым торгам всех нефтебаз ВИНК;

3.3. Расширить обязательства поставок ВИНК и владельцев крупных нефтебаз в части обязательной продажи минимальных объемов топлива (до 25% — дизельное топливо; до 50% — автомобильный бензин) на бирже с целью установления справедливых цен в регионе.

3.4. Внедрить в качестве инструмента на бирже АО «СПбМТСБ» возможность сокращенных сроков отгрузки нефтепродуктов до 15 дней с момента покупки по фиксированной наценке за срочность;

3.5. Расширить инструменты на бирже АО «СПбМТСБ» фьючерсных сделок на бензин и дизельное топливо;

3.6. Внести в приказ обязательства ВИНК и прочих производителей продавать не менее 25% от производства сжиженного газа на бирже.

  1. Разработка и внедрение системы мониторинга цен на топливо в режиме реального времени как на АЗС, так и на нефтебазах, на основе информации операторов фискальных данных, которые принимают ее от контрольно-кассовой техники и передает в ФНС. Разрешить публичные индикаторы цен на бензин и дизельное топливо в разрезе города, региона и федерального округа для формирования ценовых ориентиров для потребителя.
  2. Доработать 44-ФЗ и 223-ФЗ в части закупок нефтепродуктов с изменением условий формирования цены. С учетом того, что оптовая цена формируется на биржевых условиях, перевести государственные закупки нефтепродуктов с фиксированной цены (которая постоянно влечет убытки поставщика) на формульное ценообразование относительно биржевых индексов.
  3. Вернуть в рассмотрение и принять с рядом доработок проект ФЗ «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», который предусматривает конкретизацию важнейших антимонопольных понятий и категорий, разделение ВИНК на оптовом и розничном сегментах, раздельный учет доходов и расходов по всем видам топлива в структуре нефтяных корпораций, что обеспечит равные условия для независимых и вертикально-интегрированных компаний.
  4. Устранить понятие и явление «коллективная группа налогоплательщиков» из топливной розницы России с целью достижения равных и конкурентных условий на рынке. Имеется в виду выделение розничных сетей ВИНК из «коллективной группы налогоплательщиков» в самостоятельные юридические лица с собственной налоговой отчетностью.
  5. Расширить нетопливные преимущества АЗС. Основная задача — АЗС продает топливо с фиксированной наценкой, зарабатывает за счет прочих услуг. В частности, вернуть продажи алкоголя на АЗС.
  6. В целях уменьшения требований к сооружению АЗС изменить требования к постройке АЗС и ГАЗС в части требований по расстоянию нахождения от АЗК жилых строений. Актуализировать действующие эксплуатационные нормативы, регламенты и инструкции.
  7. Создание перечня системно значимых АЗС, находящихся в отдаленных районах и обеспечивающих топливом население при невозможности развития нетопливных сервисов. Для такого типа АЗС необходима разработка четких критериев для отнесения их к данному списку, а также создание налоговых преференций в части акциза (к примеру, полную отмену акциза при реализации топлива с данных АЗС). Также, как альтернатива данному пункту, необходимо принятие закона об использовании мобильных АЗС для обслуживания отдаленных и/или малонаселенных пунктов с утверждением графика посещения данных пунктов мобильными АЗС.

Независимый топливный союз не сомневается, что в среднесрочной перспективе государство административными мерами сможет сдержать розничные цены, но если не предпринять срочных системных мер, то с завершением налогового маневра в нефтяной отрасли на фоне поднятия НДС с начала 2019 года ситуация с большей долей вероятности выйдет из под контроля. Демпферы, которые заложены Правительством РФ для управления ситуацией – возвратный акциз на сырую нефть для НПЗ, система плавающих акцизов и возможность введения экспортных пошлин на нефть – требуют ручного управления и связаны со значительным временным лагом.

Независимые АЗС только начали оправляться от диспаритета цен весны 2018 года и повторение аналогичной ситуации осенью может привести к массовому их закрытию, что, в свою очередь, нанесет ущерб топливной инфраструктуре страны и станет дополнительным фактором к ухудшению на внутреннем рынке.

«Все биржевые индикаторы сегодня говорят о том, что Россия на пороге очередного топливного кризиса. Независимые АЗС только начали оживать после миллиардных убытков весны 2018 года, но осенью по всем признакам без принятия комплексных мер кризис может вновь затронуть топливный рынок. Нефтегазовая отрасль в целом загнана в угол, а она является для нашей страны системообразующей. Поэтому, надеюсь, что наше обращение в комиссию по ТЭК и экологической безопасности при Президенте РФ будет услышано. Со своей стороны, выражаю готовность при необходимости представить наши предложения на заседании комиссии», — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя