В Государственную думу внесен законопроект, согласно которому на АЗС можно будет снова продавать алкоголь. По мнению экспертов, за счет этого производителям алкоголя удастся существенно расширить рынок сбыта. Вместе с тем аналитики опасаются, что послабления увеличат количество пьяных за рулем.

На автозаправочных станциях снова могут разрешить продавать алкоголь. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную думу сенатором Геннадием Орденовым. Он подготовил поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которым на АЗС можно продавать алкогольную продукцию крепостью не выше 16,5% этилового спирта.

Как отмечается в пояснительной записке, введенный в 2011 году запрет на продажу алкоголя на АЗС никак не решает проблему пьянства за рулем.

«Очевидно, что причинно-следственной связи между возможностью приобретения водителем автомобиля алкогольной продукции на АЗС и ее употреблением этим водителем не существует, алкоголь может быть приобретен лицом, управляющим автотранспортным средством, в любом месте, отсутствие спиртного на АЗС не является препятствием для этого», — пишет сенатор.

Также Орденов обращает внимание на то, что во многих случаях в непосредственной близости от АЗС располагаются магазины, где производится беспрепятственная продажа алкогольных напитков, «что делает запрет реализации алкогольной продукции на АЗС фактически не имеющим смысла и не достигающим цели, ради которой он вводился». Чтобы проиллюстрировать это, приводится статистика ГИБДД.

«Анализ статистических данных, публикуемых ГИБДД МВД России, подтверждает вывод о неэффективности запрета продажи алкогольной продукции на АЗС. В частности, количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), совершенных нетрезвыми водителями, с 2010 года возросло, и введение запрета в 2011 году не привело к какому-либо положительному влиянию на динамику этого показателя (11,8 тыс. зарегистрированных ДТП в 2010 году, 16 тыс. ДТП — в 2015 году)», — отмечается в пояснительной записке.

За счет отмены запрета на продажу алкоголя планируется повысить прибыль АЗС, чьи доходы неуклонно снижаются «на фоне постоянно растущих цен и тарифов на энергоносители, высоких ставок на кредитные ресурсы и других факторов, влияющих на ценообразование».

По мнению автора законопроекта, продажа алкоголя является существенным источником дохода АЗС.

«Запрет на реализацию алкогольной продукции значительно снизил прибыльность данного вида предпринимательской деятельности и общей доходности сектора нефтепродуктообеспечения, содержать некоторые магазины при АЗС стало нерентабельно, что привело к их ликвидации, сокращению рабочих мест и оттоку клиентов», — говорится в пояснительной записке.

Юрий Савелов, член президиума «Опоры России», считает, что снятие запрета на торговлю на АЗС даст алкогольным компаниям большой дополнительный рынок сбыта. «С точки зрения бизнеса это очень выгодно. Причем это уже готовый рынок сбыта со сложившимися потоками потенциальных покупателей», — полагает он. Первый вице-президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза Алексей Небольсин уточнил, что только в Москве (без Новой Москвы) сосредоточено порядка 600 АЗС, в Московской области их еще 1500.

Производители пива подтвердили, что заинтересованы в расширении сбыта.

«Мы поддерживаем эту инициативу, потому что АЗС — прозрачный рынок сбыта, там, как правило, работают сети, которые легко контролируемы», — отметила Юлия Дивнич, менеджер по связям с общественностью «Объединения участников пиво-безалкогольного рынка».

В то же время, по мнению Савелова, продажа алкоголя на АЗС увеличит количество пьяных за рулем.

«С точки зрения гражданского общества я считаю это опасной инициативой, которая приведет к увеличению количества пьяных за рулем. Легко представить случай, как, например, человек по пути на дачу решает выпить бутылку пива и попадает в аварию», — рассуждает Савелов.

По его мнению, за поправками стоит лобби производителей пива и вина — именно поэтому послабления не распространились на крепкий алкоголь. Впрочем, представители отрасли это отрицают.

«Инициатива исходила не от нас и не от наших партнеров, хотя мы ее, бесспорно, поддерживаем», — сообщила Юлия Дивнич.

Опасения, что продажа пива на заправках приведет к увеличению количества пьяных за рулем, она считает надуманными. «60–70% посетителей магазинов при АЗС не водители, а пассажиры. Разумный человек за рулем пить не будет, даже если есть возможность что-то приобрести. Не стоит забывать также, что в сельской местности нередко нет магазинов и АЗС является главным каналом цивилизованной розницы», — говорит Дивнич.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), при этом сомневается, что продажи алкоголя на заправках будут достаточно существенные.

«Идея разумная, но продажи там в любом случае будут копеечные. Никто там массово не покупает алкоголь и никогда не покупал. Не думаю, что на какой-то заправке алкоголя продают больше, чем на 300 тыс. рублей в месяц. Но часть накладных расходов отобьется, тут никакая копейка лишней не бывает», — полагает эксперт.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя