Независимый топливный союз обратился к вице-премьеру Правительства РФ, министру финансов Антону Силуанову

26 июня Независимый топливный союз обратился к министру финансов Антону Силуанову с предложениями по пересмотру мер по поддержанию стабильности на топливном рынке. 

По оценкам Союза российский топливный рынок находится в кризисном состоянии с мая 2018 года. Меры, которые предприняло Правительство РФ для стабилизации ситуации на топливном рынке, зажали отрасль в регуляторные тиски: с одной стороны, рост цен в топливной рознице ограничен пределами инфляции, а с другой, нефтепереработка испытывает существенное давление от высоких акцизов. 

Созданный регулятором механизм настройки в виде демпфера вызывает множество вопросов из-за своего несовершенства. Во-первых, в демпфер не встроены автоматические рычаги, пресекающие возможности для спекуляций по получению более высокого вычета из бюджета путем увеличения внутренних цен (игра с объемами предложения). Отсутствуют какие-либо гарантии, что вычет, получаемый нефтяными компаниями, будет адекватно отражен в оптовых ценах внутреннего рынка. Во-вторых, ключевые компоненты демпфирующего механизма завязаны на внешние показатели, отличающиеся высокой волатильностью и непредсказуемостью, что создает объективные условия необходимости частого пересмотра параметров демпфера и сулят серьезный риск увеличения размера выпадающих доходов бюджета.

«Независимый топливный союз» всегда выступает в интересах отрасли в целом и предлагает решения, которые следует характеризовать в качестве рыночных. Мы против повышения уровня налогообложения в условиях экономической стагнации, особенно, если учесть тот факт, что в России налоговый мультипликатор имеет отрицательное значение. Мы представляем интересы независимых предприятий, работающих на внутреннем рынке в звеньях от нефтепереработки до розницы, а также считаем, что наша позиция соответствует ожиданиям граждан страны. Развитие внутреннего рынка и рост благосостояния независимых предпринимателей и автомобилистов России являются нашими приоритетами.

В тоже время, мы понимаем, что есть объективные бюджетные обязательства, которые при формировании и огласке собственной повестки Союз не может игнорировать. Именно поэтому «Независимый топливный союз» предлагает следующее:

Во-первых, отменить или кратно снизить акцизы. Высокие акцизы негативно отражаются на рентабельности нефтепереработки и служат нижним рычагом регуляторных тисков. Также акцизы не является нейтральными по отношению к цене и для промежуточного, и для конечного потребителя. Они провоцируют возникновение ситуации ценовых скачков. Демпфирующий механизм слабо способствует сдерживанию подобных тенденций, что отчетливо демонстрирует текущая ценовая динамика. Необходима отмена или кратное снижение акциза в силу высокой чувствительности внутренних цен к его изменениям, а также отказ от демпфирующего механизма, как неэффективного и неадаптивного инструмента. 

Для нас важен также аспект социальной справедливости. НДПИ является налогом на недра, а недра – национальное достояние. Акциз же фактически выступает налогом на потребителя. Общественность положительно отнесется к предлагаемой нами смене вектора налогообложения, а автомобилисты почувствуют существенное облегчение вследствие снижения розничных цен. В ситуации стагнации реальных доходов граждан, повышение налоговой нагрузки на автомобилистов — крайне негативная и антисоциальная мера. Эти обстоятельства усугубляются также и тем, что фактически потребители и независимый бизнес на сегодняшний день субсидируют в рамках демпфирующего механизма крупные нефтяные компании.

Во-вторых, перенести бремя выпадающих доходов бюджета с нефтепереработки, розницы и автомобилистов на добывающий сектор. Основной детерминантой внутренней цены на нефтяное сырье выступает индекс экспортной альтернативы, который при этом не зависит от величины НДПИ. Исторически спред между ценой сырой нефти для НПЗ и мировой ценой на нефть марки Urals не достигал высоких значений, а нефтяные компании в течение и 2018, и 2019 гг. отчитывались о значительном росте доходов от экспортных поставок сырья. В силу того, что нефтяные компании платят НДПИ вне зависимости от направления поставки, его увеличение в меньшей степени транслируется в цены светлых нефтепродуктов по всем звеньям от переработки до розницы. Выпадающие доходы бюджета вследствие снижения акцизов целесообразно перенести на добычу сырья, а часть этой дельты, которая возникнет по причине увеличения НДПИ, направлять непосредственно в дорожные фонды, для чего требуются внесения изменений не только в Налоговый, но и в Бюджетный кодекс РФ. 

В-третьих, прекратить режим сдерживания цен в рамках инфляции. Ослабление налоговой нагрузки на нефтепереработку положительно скажется не только на оптовой, но и на розничной цене, а также позволит уйти от практики сдерживания розницы в рамках инфляции, что несовместимо с конкурентными рынками и регулярно создает ситуации поощрения непричастных и наказания невиновных. Такой подход позволит безболезненно либерализовать цены на бензин и дизельное топливо. Появление устойчивых значений рентабельности в нефтепереработке и рознице будет способствовать притоку инвестиций в развитие топливной инфраструктуры страны, а также запустит механизм ценовой конкуренции за потребителя.

«Важно помнить. Акциз — это налог, который в итоге всегда платит конечный потребитель. Демпфер — налоговая компенсация для нефтяных компаний за счет средств бюджета. В то время, как НДПИ — это справедливая плата за пользование недрами нашей страны. 

Мы готовы оказать поддержку органам власти, включая Министерство финансов в рассмотрении наших предложений, а также предоставить все имеющиеся в нашем распоряжении расчеты.

Мы считаем, что состояние независимого сектора во всех звеньях производственной цепи является ключевым индикатором здоровья топливно-энергетического комплекса: если независимый сектор имеет приемлемые значения маржинальности и ведет рентабельную деятельность, крупные нефтяные компании автоматически находятся в положительных условиях. Именно поэтому при выработке фискальных решений приоритет необходимо отдавать интересам независимого сектора. Мы снова призываем всех игроков и регуляторов рынка сесть за стол переговоров с целью выработки системных мер, исключающих состояние перманентного кризиса на топливном рынке и стимулирующих его развитие и стабильный приток инвестиций в отрасль.

Сложившийся статус кво создает иллюзию стабильности ситуации, но на деле обрекает автомобилистов платить за топливо все больше и больше год от года. При этом, и переработка, и розничница, не получая нормальных значений прибыли, будут стагнировать и обречены на постепенную деградацию», — заявил Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза».


ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя