Предложения Независимого топливного союза по комплексной реформе топливного рынка

 

27 ноября 2018 года президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов принял участие в правительственном совещании под председательством Вице-премьера Дмитрия Козака. Павел Баженов озвучил на совещании основные тезисы комплексной реформы топливного рынка, реализация которых уже сейчас позволила бы снизить цены на бензин на 3,5–7 рублей за литр. А главное разорвать русский порочный круг: нефть дешевеет, бензин дорожает, нефть дорожает, бензин дорожает!

Системная реформа российского топливного рынка, предлагаемая «Независимым топливным союзом», включает четыре основных тезиса: 1) стопроцентная реализация сырой нефти и нефтепродуктов через биржу АО «СПбМТСБ»; 2) отмена акцизов на топливо; 3) либерализация ценообразования на топливо и 4) программа реновации топливной инфраструктуры.

Биржа

Стопроцентная реализация сырой нефти и нефтепродуктов через биржу АО «СПбМТСБ» подразумевает, что вся добытая нефть и произведенные нефтепродукты реализуются через биржевой механизм, включая в том числе и экспортные контракты. Никаких так называемых адресных сделок, только открытые торги, в которых подразделения крупных нефтяных компаний участвуют на равных с другими участниками рынка условиях. При этом, чтобы не допустить разгона цен спекулянтами, необходимо ограничить участие в спотовом рынке только представителями реального сектора и профессиональными брокерами, представляющими их интересы. Для всех остальных, в том числе брокеров, профессиональных трейдеров, а также физических лиц, остается доступным срочный рынок ценных бумаг и разнообразных деривативов. Функционирование биржи будет осуществляться в режиме саморегулирования участниками торгов с независимым арбитражем сделок. Это позволит Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стать полноценным международным финансово-торговым центром, который пытались построить у нас в стране долгое время.

Резервный фонд нефтепродуктов

Важным элементом биржевой торговли должно стать создание резервного фонда нефтепродуктов на основе инфраструктуры Росрезерва и Транснефти. Это мера предполагает возможность заместить выпадающий объем в случае плановых или внеплановых ремонтов НПЗ, а при необходимости сгладить волатильность рынка государственными интервенциями. Кроме того, инфраструктура Росрезерва и Транснефти может стать площадкой хранения продукта для независимого сектора, что также существенно снизит издержки независимого сектора на поиск базисов для хранения нефтепродуктов и создаст предпосылки для полноценного среднесрочного планирования хозяйственной деятельности экономическими агентами. В итоге объективным индикатором ценообразования топливного рынка станет экспортная альтернатива по сравнению с внутренним рынком, т.е. Netback.

Акцизы на топливо — время отменять!

Отмена акцизов на топливо — это одна из приоритетных мер по снижению налоговой нагрузки на топливный рынок. Не секрет, что в 2018 году доля государства в 1 литре АИ-92 бензина составляет 22,27 руб из 41,62 руб, или 53,5%, а по 1 литру дизельного топлива — 21,5 рубля из 45,69 руб, или 47,1%. В 2019 году после нового увеличения акцизов на топливо, роста НДПИ и НДС доля государства в 1 литре АИ-92 составит 59,3%, а по дизельному топливу – 51,4%. Если мы уберем акциз, то по АИ-92 в 2019 году экономия составит 9,17 руб на литр, а по дизелю — 7,22 руб на литр. При этом в структуре доходов бюджета акцизы на топливо согласно проекту финансового документа страны принесут в 2018 году около 198 млрд руб. (по состоянию на 1 ноября 2018 года за 9 месяцев собрали 160,36 млрд руб), по плану в 2019 году порядка 210-220 млрд руб. Это порядка 1% консолидированного бюджета. Именно акцизы на топливо являются одним из важнейших факторов, которые разгоняют инфляцию издержек по цепочке экономического разделения труда. Отмена акциза на топливо не только позволит сделать внутренний рынок более премиальным, чем внешний, но и даст дополнительный импульс темпам экономического роста. Популярным аргументом в пользу сохранения акцизов на топливном рынке является необходимость пополнения дорожных фондов. Однако сегодня акциз покрывает менее трети от общего количества расходов на строительство и ремонт дорог. По расчетам «Независимого топливного союза» поступления от системы сбора оплаты за пользование дорожной инфраструктуры «Платон» и платных парковок вполне могут заместить потери от отмены акциза. Дополнительными источниками поступления в дорожные фонды может также стать доля в налоге на прибыль с участников топливного рынка и транспортных компаний, а также повышение штрафов за ненадлежащие исполнение дорожных работ государственными подрядчиками.

Ценовая конкуренция как залог снижения цен на топливо

Сегодня динамика цен на топливо в России имеет только одну характеристику — постоянный рост из-за правила «инфляция минус», которое вынуждает участников рынка постепенно увеличивать цены, чтобы снизить риски от прогнозируемых диспаритетов между оптовыми и розничными ценами. Говоря языком экономистов, отсутствие свободного механизма ценообразования приводит к исчезновению различных стратегий ценовой конкуренции, который является основным для рынков с таким однородным товаром, каковым является в том числе и моторное топливо. Либерализация цен создаст условия, при которых участники рынка станут активнее использовать такую конкурентную стратегию, как снижение цен на топливо. При этом за государством останется задача обеспечения прозрачности, а при ценовых скачках механизмы топливных интервенций в сложившуюся ситуацию.

Об эффективности такого подхода нам говорит и международный опыт. Возьмем в качестве примера Германию, которая в августе 2013 года приняла комплекс законов, позволивших участникам рынка активнее использовать ценовую конкуренцию. Государство обязало всех операторов АЗС предоставлять регулятору в режиме реального времени информацию об изменении цен на автомобильные бензины Super E5, Super E10 и дизельное топливо. Потребители имеют доступ к этой информации напрямую через интернет-ресурсы, получая данные о текущих предложениях на рынке. При этом операторы АЗС могут изменять цену несколько раз в день, что позволяет им ориентироваться на автомобилистов с разными доходами и потребительскими предпочтениями. Для тех потребителей, кому доходы позволяют не обращать существенного внимания на отклонения в плюс от среднесуточной цены и которым важнее заправиться быстро и без очередей, устанавливаются более высокие значения цен, что обычно происходит утром, когда автомобилисты едут на работу. И, наоборот, менее обеспеченные могут заправиться днем и ночью, когда операторы АЗС снижают цены ради увеличения объемов суточного пролива.

«Независимый топливный союз» предлагает создать подобную открытую интернет-платформу для мониторинга розничных цен АЗС на базе существующей системы онлайн-касс и операторов фискальных данных (ОФД). Кроме того, Павел Баженов рассказал предложение Союза об установлении предельно-допустимых значений роста розничных цен, ежемесячные индикаторы которых будут формироваться согласно следующему правилу: для автомобильных бензинов +30% от средней цены, сложившейся на бирже за месяц, предшествующий текущему, а для дизельного топлива (в связи с его мировым удорожанием по причине роста экологических требований) +25% .

Реновация топливной инфраструктуры

Инфраструктура топливного рынка, особенно в части ее независимого сегмента, последние 5 лет находится в тяжелейшем состоянии. Регулярные диспаритеты, которые до декабря 2016 года частично сглаживались сезонной волатильностью, фактически вымыли все свободные операционные средства независимых операторов АЗС. В свою очередь, банковский сектор страны отреагировал на ухудшение операционных показателей участников топливного рынка снижением их кредитного рейтинга. «Независимый топливный союз» предлагает разработать программу реновации топливной инфраструктуры посредством льготных специализированных программ кредитования на период проведения реформы. Это мера позволит эффективно перезапустить российский топливных рынок.

От комплексной реформы все выиграют

Реализация предложенных «Независимым топливным союзом» мер позволит создать конкурентные и равные условия для всех участников рынка без проведения мер по демонополизации, которые в текущих политических условиях являются, по всей видимости, маловероятными. Топливный рынок страны станет более прозрачным и понятным и потребителям, и бизнесу, и регуляторам. Участники рынка смогут развиваться, а значить расширять топливную инфраструктуру, улучшать как качество топлива, так и сервисную составляющую. И главное, будет, наконец, работать нормальная экономическая логика, что если мировые цены на нефть снижаются, то и цены на бензин тоже. Потребители получат честные цены на бензин и дизельное топливо, а бизнес экономическую целесообразность ведения хозяйственной деятельности в этом сегменте. Приведем расчеты Аналитического центра «Независимого топливного союза» о том, какими были бы цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо в европейской части России, в случае реализации предложений по комплексной реформе топливного рынка. Сегодня средняя цена АИ-92 бензина составляет 42,65 руб за литр. В случае максимальной 30% наценки от оптовых цен, стоимость АИ-92 бензина после проведения реформы составила бы 39,18 руб за литр, а при 20% наценке — 36,17 руб за литр. По дизельному топливу из-за возросших экологических требований снижение цен будет не столь значительно, но тем не менее также может присутствовать. Сегодня средняя цена дизельного топлива в европейской части страны 46,97 руб за литр. После реализации предложений Независимого топливного союза она бы составляла при максимальной наценке в 25% — 45,17 руб за литр, при 20% наценке — 43,36 руб за литр. В случае дальнейшего падения мировых цен на нефть мы могли получить ещё более низкие цены на топливо для потребителей, при этом все участники экономической цепочки, в том числе и государство получало достаточные доходы.

Итоги совещания 27 ноября 2018

В целом на совещании 27 ноября 2018 со стороны государства было заявлено, что независимым АЗС можно вставать с наценкой +4% к стелле заправок крупных нефтяных компаний. Оптовые индикативы — это максимальная цена и в целом мелкооптовые цены могут снизиться, если биржа просядет. Однако, на вопрос, зачем крупным нефтяным компаниям в преддверии роста налоговой нагрузки и возможности торговать напрямую по более высоким индикативным ценам, предоставлять дополнительные объемы на биржу, и тем самым сбивать оптовые цены, внятный ответ не был озвучен.

«В сухом остатке по совещанию в Правительстве РФ 27 ноября 2018 могу заявить следующее. Нормальной маржинальности независимому сектору, которая позволяла хотя бы отбить операционные издержки, так и не дали. Есть 4% от «зафиксированных» оптовых цен для всех участников и возможность для независимых еще добавить сверху 4%. Также представители государства указывают на призрачную надежду на снижение стоимости мелкого опта из-за премиального внутреннего рынка в текущих условиях падения мировых цен на нефть. Так что в этой части позиция государства не претерпела изменений и положение независимых АЗС ухудшается изо дня в день. Из позитивного следует отметить, что в целом со стороны государства декларируется готовность разговаривать с владельцами независимых АЗС. Я также приветствую создание профильной рабочей группы при Минэнерго по подготовке реформы топливного рынка. Мы много раз выходили с подобной инициативой и рады, что нас услышали. И повторю еще раз, комплексная реформа топливного рынка непросто назрела, ее нужно проводить немедленно. Со своей стороны «Независимый топливный союз» сделает все возможное для реализации своего видения этой реформы», — заявил президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя