Демпфирующий механизм: панацея топливного рынка или новый фактор роста цен на моторное топливо

    0
    1351

    В ноябре 2018 года Правительство РФ заключило очередное соглашение с вертикально-интегрированными компаниями по «заморозке» цен на топливо до конца марта 2019 года. Эта мера должна была дать необходимое время для настройки параметров демпфирующего механизма. Предполагается, что указанный механизм не допустит резких ценовых скачков на рынке моторных топлив, как это было в весной-летом 2018 года. Однако последние расчеты показывают, что демпфер по бензинам не работает, и после 1 апреля можно ожидать либо нового ценового скачка, либо возникновения очередного диспаритета между оптовыми и розничными ценами для независимых АЗС. В любом случае вероятность повторения ситуации весны прошлого года очень велика. Вновь рост цен на топливо и катастрофическое положение независимых АЗС может стать самой горячей темой для общества и государства.

    Стремительный рост цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в 2018 году вызвал серьёзную дискуссию в экспертном и предпринимательском сообществе относительно предложений встроить в налоговую систему механизмы, которые позволяли бы сглаживать воздействие колебаний внешней конъюнктуры на отечественный рынок. Результатами дискуссии стали внесенные в Налоговый кодекс изменения. Так, была изъята нижняя планка, при выходе оптовой цены за пределы которой компаниям переставал бы начисляться тот самый демпфирующий вычет (-10% от условного значения средней оптовой цены реализации автомобильного бензина 5-го экологического класса и дизельного топлива на территории Российской федерации). Кроме того, были введены компенсационные надбавки – ФАБ (5600 рублей, если значение демпфера, рассчитанного для автомобильного бензина, больше нуля, и 0, если значение меньше или равно нулю) и ФДТ (5000 рублей, если значение демпфера, рассчитанного для дизельного топлива, больше нуля, и 0, если значение меньше или равно нулю).

    Исследование Аналитического центра «Независимого топливного союза» показало, что демпфер не сможет выполнять функцию ориентира для компаний (бенчмарка), так как рассчитывается исходя из средних значений за месяц, а решения о поставках на внутренний или же на внешние рынки принимаются здесь и сейчас. Возникает проблема временного лага и корректного экономического расчета. Также важным риском выступает возможный оппортунизм со стороны нефтяных компаний, потому как в условиях существующего механизма ВИНК не имеют стимула к снижению оптовых цен.

    «В случае положительного демпфера ничто не останавливает компанию от повышения внутренних цен и получения дополнительной прибыли с каждой конкретной сделки. В случае его отрицательного значения, складываются стимулы к компенсации за счет внутреннего рынка. Изъятие нижней границы, при пересечении которой демпфер бы обнулялся, а также совместный учет демпфирующей надбавки по бензину и дизелю, затрудняют формирование стимулов к снижению оптовой цены», — отмечает Григорий Баженов, руководитель Аналитического центра «Независимого топливного союза».

    В итоге единственными способом сдерживать цены остается административный механизм в виде угрозы резкого увеличения экспортной пошлины и очередных соглашений между Правительством и нефтяными компаниями.

    «Независимый топливный союз предлагает два решения: консервативный вариант разработан в рамках существующих параметров для расчета демпфера, а также альтернативный вариант, полностью перекраивающий саму суть механизма. Соответствующие письма направлены в Минэнерго, в Минфин, в ФАС и в Правительство РФ. Следует отметить, что регуляторы понимают проблему и пытаются совместно с участниками рынка найти решение. Идет плодотворная работа в рамках рабочей группы при Минэнерго РФ», — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    В рамках консервативного варианта для того, чтобы демпфирующий механизм хотя бы частично выполнял свою функцию необходимо предпринять три простых шага. Во-первых, требуется предусмотреть его расчет в ежедневном режиме, а налоговый вычет рассчитывать, как сумму ежедневных значений демпфера. Во-вторых, ввести раздельный учет демпфера по автомобильному бензину и по дизельному топливу, а также вернуть нижнее пороговое значение, когда демпфер бы обнулялся. Это будет стимулировать компании снижать цены в силу того, что с одной стороны не обнуляется положительный демпфер (например, по дизельному топливу), но при этом устраняется отрицательный вычет (например, по АИ-92). В-третьих, необходимо привести параметры расчетных цен в соответствии с текущими реалиями. В настоящий момент они завышены, что в итоге и привело к отрицательным значениям демпфера по автомобильному бензину.

    Альтернативный вариант – это полное изменение формулы расчета демпфера. При взвешенном подходе к изменению формулы с участием всех заинтересованных в изменениях участников рынка подобный подход разом позволит решить проблему со всеми имеющимися на сегодняшний момент проблемами демпфирующего механизма. Если в качестве базы для расчета демпфера взять netback, умноженный на 10%, и оптовый индекс СПбМСТБ и представить демпфер, как половину их разницы, решается и вопрос с работоспособностью бенчмарка (просто считать), и с оппортунистическим поведением, и с автоматичностью (нет телефонного права).

    «Мы уверены, что предложенные изменения позволят сделать существующий механизм демпфера работоспособным. Однако он все равно сохранит свою громоздкость и сильную зависимость от ручного управления со стороны регуляторов. Риски выхода ситуации из-под контроля все равно сохранятся и достаточно велики. Поэтому мы предлагаем более эффективный, прозрачный и простой с точки зрения расчета альтернативный вариант демпфера, который позволяет компаниям четко ориентироваться по ситуации. Падает netback, падает цена, хочешь больше выплату – падай больше от базы расчета. И не надо никаких дополнительных административных мер и постоянных сложных пересчетов. Сегодня ясно одно: действующий механизм не работает, рынку требуются срочные системные меры. Иначе нового топливного кризиса не избежать», — отметил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    Таблицы с данными расчетов.

     

    ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

    Пожалуйста оставьте ваш комментарий
    Пожалуйста напишите Ваше имя