Оптовая цена на газомоторное топливо выросла на 88%

    0
    823

    О мерах по настройке рынка сжиженных углеводородных газов (СУГ)

    С марта по август 2018 года оптовая цена на газомоторное топливо выросла на 88%, а розничная цена для конечных потребителей только на 24%. Маржинальность розничных продаж упала на 29%. Вслед за бензином  и дизельным топливом на рынке сжиженных углеводородных газов (СУГ) формируются условия для ценового диспаритета. В связи с этим Независимый топливный союз направил предложения по настройке рынка сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России в адрес регуляторов — Минэнерго и ФАС.

    Анализируя ситуацию на российском топливном рынке, следует отметить такой важный сегмент, как сжиженный углеводородный газ (СУГ). Газ является доступной и экономически более выгодной альтернативой бензину и дизельному топливу. Кроме того, газ считается более экологичным топливом, поэтому во многих развитых странах государство субсидирует перевод автотранспорта на газомоторное топливо. В нашей стране газовое топливо является альтернативой для малообеспеченных слоев населения и выполняет важную социальную функцию. При этом ценообразование  сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России функционирует в целом по рыночным механизмам, но отсутствие организованного рынка вносит значительный фактор неопределенности для участников. При этом на рынке СУГ существует ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание как регуляторов, так и участников рынка.

    Во-первых, государственными регуляторами, в отличие от рынка нефтепродуктов, не проводится плановая работа с производителями СУГ с точки зрения их выхода на биржу и регулярности продаж. Существующая практика балансовых заданий, которые являются атавизмом советской эпохи, приводит к попаданию выделенных объемов газа на рынок, что предоставляет некоторым ГАЗС неконкурентные и нерыночные преимущества. Тем более, что газ давно является рыночным продуктом, и предоставление субсидий необходимо перевести от компаний к непосредственным потребителям – населению, и регулировать в рамках предоставления социальной помощи.

    Во-вторых, на рынке сжиженных углеводородных газов происходит постоянное размытие ликвидности предложения. На сегодняшний день независимые АЗС для приобретения СУГ вынуждены кроме профильной  биржи СПбМТСБ регистрироваться на Бирже «Санкт-Петербург» и электронной площадке Е-ойл, которые, в силу отсутствия адекватных процедур клиринга, не могут гарантировать чистоту соблюдения сделки и ответственность как по поставке товара, так и по проведению своевременной оплаты. Дополнительно растут затраты независимых ГАЗС по оплатам услуг доступа к  указанным площадкам, а также растут затраты на персонал для отслеживания продаж на всех электронных площадках.

    В-третьих, существующие нормативные требования к газовому оборудованию как для автотранспорта, так и для ГАЗС избыточны, и препятствуют развитию альтернативы моторному топливу на основе СУГ. Развитие альтернативы нефтепродуктам на основе сжиженных углеводородных газов позволило бы существенно замедлить темпы роста стоимости на бензин и дизельное топливо, так как в этом случае у потребителей есть удобная возможность для перехода на более дешевый вариант моторного топлива.

    Независимый топливный союз предлагаем следующие меры, которые должны дать толчок развитию рынка СУГ в России:

    Во-первых, отменить практику балансовых заданий.  Субсидировать надо не компании, так как это чревато коррупцией, а потребителей в рамках программ социальной поддержки.

    Во-вторых, сосредоточить всю торговлю СУГ на профильной бирже СПбМТСБ, которая в лучшей степени приспособлена для эффективной торговли.

    В-третьих, привлечь к обязательной реализации СУГ на бирже всех производителей ШФЛУ (широкой фракции легких углеводородов), не являющихся прямыми производителями СУГ, но получающими их в результате заключения договоров переработки с газоперерабатывающими заводами.

    В-четвертых, создать при Минэнерго совместную комиссию с представителями регуляторов и общественных объединений по разработке новых нормативных требований к нормам строительства и эксплуатации ГАЗС, газовому оборудованию  для транспорта, которые, с одной стороны, позволят обеспечить достаточную безопасность, а с другой стороны облегчают возможность перехода на СУГ транспорта и снизят стоимость строительства и эксплуатации инфраструктуры для реализации СУГ.

    «Газомоторное топливо является важнейшей альтернативой для малообеспеченных слоев населения, поэтому необходимо предпринять комплексные меры, чтобы не допустить складывания ценового диспаритета и стагнации перспективного рынка”, — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

    Пожалуйста оставьте ваш комментарий
    Пожалуйста напишите Ваше имя