Забастовка или информационная кампания среди автовладельцев?

18 октября 2018 года по инициативе Независимого топливного союза прошло III всероссийское онлайн-совещание владельцев независимых АЗС. В совещании приняли участие представители 72 организаций из 44 субъектов РФ, которым совокупно принадлежит 558 автозаправочных станций.

Участники совещания отметили, что, несмотря на заверения Правительства РФ, ситуация на российском топливном рынке остается тяжелой. Только в мае 2018 года потери независимого сектора АЗС, по оценкам Независимого топливного союза, составили порядка 12 млрд. рублей. В этот период практически во всех регионах России независимые АЗС терпели прямой убыток от реализации, а в случае повышения цен относительно заправок ВИНК испытывали серьезный отток клиентов, до 40% клиентской базы. Меры Правительства РФ — снижение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также «рекомендации» ФАС и профильных ведомств по увеличению объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок через биржу — только временно стабилизировали ситуацию. В настоящий момент средняя маржа по России на дизельное топливо составляет 1,68 руб. с литра, на АИ-92 — 2,78 рублей с литра, а на АИ-95 — 2,62 рубля с литра. При этом в Иркутской области и на Дальнем Востоке маржинальность принимает отрицательные значения.

В свою очередь несмотря на многочисленные обращения, как самих независимых АЗС, так и отраслевых ассоциаций — Независимого топливного союза и Российского топливного союза — в Правительство РФ, в Минэнерго РФ, в ФАС России и другие ведомства, решения, которые бы изменили ситуацию, не принимаются. Больше года различные ведомства говорили о возвращении слабоалкогольных напитков на розничные точки торговли при АЗС, но самого решения до сих пор нет. Вертикально-интегрированные нефтяные компании регулярно срывают, предусмотренные протоколом Правительства РФ, объемы поставок нефтепродуктов на биржу, но последствий для нарушителей никаких нет. Все это происходит в условиях «заморозки» розничных цен, что ставит независимые АЗС в ситуацию постоянного нахождения на грани выживания. Участники совещания пришли к выводу, что письма и обращения в государственные органы перестали работать. Правительство РФ озабочено переработкой и вопросами экспорта, а ситуацией на внутреннем рынке интересуется только с точки зрения фиксации цен на стелах автозаправок. Судьба малого и среднего бизнеса, тысячи рабочих мест и сотни миллионов рублей в качестве поступлений в бюджеты всех уровней никого не интересует.

Это ярко проявилось при обсуждении завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Несмотря на многочисленные предупреждения Независимого топливного союза и других отраслевых ассоциаций, что налоговый маневр приведет к увеличению привлекательности экспортной альтернативы, что наряду с повышением НДС до 20% и увеличением акцизов на бензин и дизельное топливо неизбежно приведет к росту оптовых и розничных цен, чиновники разных рангов утверждают, что ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо не выйдет из под контроля. Заявления Правительства РФ о возможности продления режима «заморозки» цен или перехода к сценарию роста по принципу «инфляция минус», показывают, что следует ожидать отрицательной маржи уже не только на Дальнем Востоке, а это станет общероссийской реальностью. В таких условиях ликвидация даже 30% независимых АЗС приведет к выраженному дефициту пропускных мощностей на оставшихся заправках в национальном масштабе. Если же банкротства и закрытие АЗС в розничном сегменте приобретут больший масштаб, мы можем ожидать одновременно многокилометровые очереди на АЗС по всей стране при ценах на бензин более 80 рублей за литр.

В целом участники совещания были настроены пессимистично в отношении перспектив конструктивного диалога с регуляторами, а отдельные представители АЗС предлагали провести забастовку, чтобы донести всю тяжесть сложившегося положения до властей и наглядно продемонстрировать неспособность топливной инфраструктуры страны без учета независимых пропускных мощностей справиться с объемом внутреннего потребления топлива. Лейтмотивом совещания было утверждение, что власти нас не слышат и не хотят с нами считаться. Независимый топливный союз предложил провести информационную общегражданскую кампанию, нацеленную на автовладельцев, так как к их позиции государство будет вынуждено прислушаться. На совещании также были обсуждены вопросы координации усилий владельцев независимых АЗС. Достигнуто понимание, что диалог с регуляторами будет продолжен. Однако одним из важнейших направлений деятельности станет привлечение к проблематике независимого топливного сектора широкой аудитории российских автовладельцев.

«Независимый топливный сектор занимает 60% инфраструктуры рынка, но пользуясь тем, что это преимущественно малые и средние компании, регуляторы предпочитают с ним не считаться. Власти предпочитают заклинать проблемы грядущего роста цен на нефтепродукты вместо принятия системных решений. В итоге из-за налоговой политики государства независимый сектор в глазах потребителей становится главным виновником в росте цен на бензин и дизельное топливо. Поэтому нами разрабатываются меры по информированию широких слоев населения о том, кто будет виноват в грядущем росте цен. Я обращаюсь ко всем владельцам независимых АЗС с предложением подключиться к подготовке профильной федеральной акции. Мы должны заявить о себе, чтобы государство, наконец, обратило внимание на наши проблемы», — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя