Сочетание объявления правительства о заморозке цен и отсутствие топлива на большом количестве АЗС, вне зависимости от того, какие конкретно собственники владеют заправками, приведут в совокупности к серьезнейшему имиджевому удару и по правительству, и по ВИНКам. По данным ВЦИОМ, еще в октябре 66% россиян обвиняли в росте цен на бензин экономическую политику властей. При сохранении ситуации избежать дальнейшего роста негативных настроений по отношению к правительству и ВИНКам не получится. Наоборот, этот рост стремительно ускорится.

Ответственные участники рынка должны понимать, что при любом негативном развитии событий настроения аудитории только усугубятся, но никак не изменят тренд.

Нам тяжело судить о том, до чего на самом деле договорились нефтяники и правительство. Мы оперируем данными из двух протоколов совещаний, на которых и обсуждались решения, в итоге и вошедшие в соглашение. Первый протокол от 31 октября. В нем содержались плохие решения. Второй – ноябрьский, содержащий очень плохие решения. Мы ориентируемся на более актуальную версию соглашения, которое в общих чертах складывается исходя из данных ноябрьского протокола. В отношении заморозки розничных и оптовых цен важно отметить два момента.

Первый – мелкооптовые цены зафиксированы на уровне, близком к июньскому. При этом уже сейчас цена на нефть, а за ней и нетбэк просели, а внутренний рынок стал премиальным. Выпадающие доходы крупных нефтяных компаний будут компенсированы зафиксированными «на горке» мелкооптовыми ценами, которые при этом вряд ли будут проседать. В условиях же нормального рынка, безусловно, оптовая цена пошла бы вниз. Но цены уже зафиксированы. Проблемы с отгрузками будут возникать и дальше, очереди за нефтепродуктами на мелком опте только увеличатся.

Второй – розничные цены разрешено поднимать на уровень не выше +4% от индикативных значений мелкого опта. В противном случае, если разница будет выше – есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и другими надзорными органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если вертикально-интегрированные нефтяные компании еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок. Независимые – это магазины на топливном рынке, у которых в условиях олигопольного опта, единовременной конкуренции с сетями ВИНК в рознице и пристального надзора регуляторов руки связаны с точки зрения влияния на конечные цены. Нелепыми звучат пассажи о том, что розничная сеть НК «Роснефть» вынуждена приспосабливаться под ценовую политику независимого сектора. Это и исторически, и фактически не так. Исторически независимые АЗС всегда держали цены ниже, чем у ВИНК. Сегодня же в условиях фиксации цен и ограничений по возможному диапазону значений розницы независимый сектор, чтобы не терпеть операционный убыток, держит цены выше, чем указанные на стелах крупных нефтяных компаний, при этом единовременно испытывая отток клиентов.

Сегодня 15 ноября 2018 года на биржевых торгах с базисов НК «Роснефть» не было продано ни одной тонны нефтепродуктов, значение спроса же превысило значение предложения в 6 раз. Нам тяжело говорить об окончательном и бесповоротном уходе с биржи НК «Роснефть», однако ситуация настораживает. При этом с мелкооптовых базисов «Роснефти» товар отгружают неохотно и весьма ограниченно. Так, в Самарской области зимнее дизельное топливо в мелком опте не продают вообще, по АИ-92 и АИ-95 выставлен норматив в 20 тонн. В Амурской области заявки по зимнему дизелю исполняются на 50%, а АИ-92 и АИ-95 сторонним организациям не отгружают. В Калужской области заявки принимаются и тут же отклоняются. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в других регионах. Другого эффекта от фиксации цен ожидать вряд ли приходится.

Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что мы не заинтересованы в участии в политических играх на чьей-либо стороне, будь то Правительство РФ или ВИНКи. Наша задача — обеспечение равных правил игры, учитывающих интересы всех участников: от руководства регуляторов до простых автовладельцев. Мы полагаем, что обострение ситуации на топливном рынке после объявления о «заморозке» цен свидетельствует о том, что комплексная реформа отрасли назрела и даже перезрела. Нам необходимо обеспечить равные, прозрачные и рыночные условия для всех участников рынка, и сделать это нужно как можно быстрее.

Мы открыто предлагаем всем участникам рынка в максимально быстрые сроки начать обсуждение комплексной реформы. Причем с соблюдением двух условий:

  1. Обсуждение должно вестись не за закрытыми дверями, а в открытом для общества формате, с привлечением всех заинтересованных сторон.
  2. Участники обсуждения должны отказаться от обвинений в сторону заведомо невиновных с премированием заведомо непричастных.

Участники рынка и регуляторы должны проявить волю для выхода из сложившегося кризиса.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя