16 июля 2018 года в Государственной Думе РФ по инициативе КПРФ прошел круглый стол «Законодательное обеспечение государственного регулирования цен на горюче-смазочные материалы», в котором руководитель Аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов выступил с докладом «Причины кризисных явлений на российском топливном рынке и меры по его системному реформированию».

В работе круглого стола приняли участие депутаты ГД РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, общественных и экспертно-аналитических организаций. Вел круглый стол первый заместитель председателя Комитета ГД России по делам национальностей, член КПРФ Валерий Рашкин. В круглом столе из профильных представителей исполнительной власти принял участие заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин, курирующий вопросы добычи, транспортировки и переработки нефти и газа.

В докладе Григорий Баженов отметил, что причиной резкого скачка цен на топливо в апреле — мае 2018 года стал системный кризис топливной отрасли, который, несмотря на предпринятые Правительством РФ меры, повторится с новой силой.

Причины кризиса — в «отсутствии равных условий деятельности: привилегии для одних участников и поражение в правах других». Так, налоговый маневр, стартовавший в 2014 году с повышения НДПИ, снижения экспортных пошлин и роста акцизов на моторное топливо (за три года в два раза), привел к повышению премиальности внешнего рынка в ущерб внутреннему. При этом в оптовом сегменте ценообразование строится на основе биржевой торговли, а розничное ценообразование находится под пристальным «мониторингом» государства, которое в любой момент готово включить административные меры с целью сдерживания конечной цены, прикрытые «антимонопольным» законодательством. Ситуация усугубляется олигопольной структурой нефтяного рынка, где вертикально-интегрированные нефтяные компании почти монополизировали нефтедобычу, нефтепереработку и оптовую торговлю нефтепродуктов. В таких условиях повышение привлекательности внешнего рынка приводит к повышению оптовой стоимости моторного топлива в стране. Независимый сектор розничного рынка нефтепродуктов, зависящий от биржевой цены и вынужденный ориентироваться на ценовую политику ВИНК в рознице, которая согласована через торговые политики с регуляторами, существует в условиях диспаритета розничных и оптовых цен, приводящего к нулевой маржинальности, а то и к прямым убыткам. Именно это произошло в период с апреля по май 2018 года и продолжилось в условиях «заморозки цен» в июне 2018 года, принятой в рамках оперативных мер Правительством РФ по замедлению темпов роста розничных цен на моторное топливо.

Отдельно в своем выступлении Григорий Баженов дал оценку последствиям завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Он отметил, что повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и поэтапное снижение экспортных пошлин вплоть до нулевых значений при параллельном росте акцизов на бензин приведет к росту привлекательности экспорта. С учетом роста НДС, это может привести к новым скачкам цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Инструменты, которые заложило Правительство РФ для управления ситуацией – возвратный акциз на сырую нефть для НПЗ, система плавающих акцизов и возможность введения экспортных пошлин на нефть – требуют ручного управления и связаны со значительным временным лагом. Григорий Баженов также отметил, что необходимо вырабатывать такую политику налогообложения, которая бы в автоматическом режиме балансировала внешний и внутренний рынок. В условиях завершения налогового маневра в текущем сценарии судьба независимой розницы незавидна. Есть сомнения, что независимые смогут пережить очередную «заморозку» цен в условиях усиливающегося неравноправия на рынке и прогрессирующего диспаритета оптовых и розничных цен. Независимая розница составляет порядка 60% текущей топливной инфраструктуры страны. Их исчезновение может привести к дефициту наливных мощностей для отечественного автотранспорта, прежде всего, в удаленных регионах, что также отразится на ценах на моторное топливо.

Выход «Независимый топливный союз» видит в проведении системной реформы топливного рынка и всей нефтяной отрасли.

Во-первых, для преодоления диспаритета розничных и оптовых цен необходимо кратно увеличить значения обязательных к реализации объемов на бирже (до 25% — дизельное топливо; до 50% — автомобильный бензин), а также распространить требования на все отечественные НПЗ без исключения.

Во-вторых, предложить Правительству РФ при проведении налогового маневра для выравнивания условий хозяйствования на внутреннем и внешних рынках, параллельно снижению экспортных пошлин, произвести поэтапное снижение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 года. Необходима система одинаковой налоговой нагрузки на внутренние и внешние поставки, при которой только и возможен полноценный баланс отечественного рынка и экспорта. Такая система может иметь следующую конфигурацию: НДПИ и НДС на внутренние поставки, НДПИ и экспортная пошлина в размере НДС на внешние поставки. Если произвести либерализацию розничной цены, а также реформировать налоговое законодательство в описанном выше ключе, отечественный и внешний рынки будут балансироваться в автоматическом режиме.

В-третьих, следует совершенствовать биржевую торговлю, в том числе по направлению системного развития мелкооптовой торговли с возможностью отгрузки трубопроводным транспортом и упразднению временного лага при формировании цен в разных сегментах рынка.

В-четвертых, вернуть в работу и принять с рядом доработок проект ФЗ «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», который предусматривает конкретизацию важнейших антимонопольных понятий и категорий, разделение ВИНК на оптовом и розничном сегментах, раздельный учет доходов и расходов по всем видам топлива в структуре нефтяных корпораций, равные условия для независимых и вертикально-интегрированных компаний.

«Необходимо общими усилиями государства, бизнес-сообщества и потребителей выработать универсальные правила игры на топливном рынке, которые бы работали автоматически без постоянного ручного вмешательства государства и обеспечивали равенство для всех участников — ВИНК и независимых, а главное — способствовали реализации интересов потребителей. Мы благодарим Валерия Рашкина и профильный комитет Торгово-промышленной палаты России за приглашение на круглый стол. «Независимый топливный союз» готов к конструктивному сотрудничеству с исполнительными и законодательными органами власти», — отметил Григорий Баженов, руководитель Аналитического центра «Независимого топливного союза».

Доклад был с интересом принят участниками круглого стола. Предложенные «Независимым топливным союзом» меры решено включить в итоговую резолюцию круглого стола и донести до профильных министерств и ведомств, а также учитывать в законотворческой деятельности.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя