28 марта 2018 года в медиацентре «Российской газеты» прошла пресс-конференция «Цены на бензин стабилизированы. Что дальше?» с участием первого заместителя руководителя ФАС РФ А.Н. Голомолзина, президента Российского топливного союза Е.А. Аркуши, вице-президента Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа». А.С.Карпова. На пресс-конференции также были аккредитованы представители Независимого топливного союза Г.А. Баженов, С.С.Бойко.

Основная мысль, донесенная до журналистов первым заместителем руководителя ФАС Анатолием Голомолзиным, заключалась в том, что ситуация на российском топливном рынке стабилизировалась, и меры, принятые регуляторами, являются достаточными. Имеются в виду достигнутые договоренности о сдерживании цен на бензин и дизельное топливо (так называемая “заморозка”) между вице-премьером Дмитрием Козаком и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. При этом государство с 1 июня снизило акциз на бензин на 3 тысячи руб. с тонны, а для дизтоплива — на 2 тысячи рублей с тонны. ФАС РФ также рекомендовал нефтяным компаниям увеличить объемы поставок бензина и дизельного топлива на биржу на 3%, чтобы снизить оптовые цены. Это позволило, по мнению Анатолия Голомолзина, стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо. Также высокопоставленный чиновник выразил надежду, что инструменты, заложенные в налоговый маневр в нефтяной отрасли — в первую очередь отрицательный акциз на нефть — в целом позволят в дальнейшем не допустить таких резких скачков цен на бензин и дизельное топливо, которые произошли в конце апреля — мае этого года.

Представители «Независимого топливного союза» задали вопросы господину Голомолзину о том, будет ли ФАС вмешиваться в ситуацию, в которой сейчас находятся независимые АЗС из-за «заморозки» цен на бензин и дизельное топливо? Ведь оптовые цены, по которым ВИНК отпускают тем же независимым АЗС моторное топливо незначительно, отличаются от розничных цен на их же заправках. В итоге независимые АЗС несут убытки из-за перетока клиентов, так как вынуждены ставить на стелах цены выше на 2-3 рубля. В качестве примера была приведена ситуация в Саратовской области, где по данным местного члена “Независимого топливного союза”, уже закрылось 10% независимых АЗС. Также представители Союза поинтересовались о возможности компенсации убытков независимым АЗС со стороны государства и обратили внимание чиновника на то, что его тезис о сезонной волатильности, которая позволяла независимым АЗС зимой формировать «подушку безопасности» благодаря большей разнице между оптовыми и розничными ценами и спокойно переживать лето, когда эта разница приближалась к нулевым значениям, не соответствует ситуации 2016-2017 гг. Господин Голомолзин обвинил представителей Независимого топливного союза в том, что данные по Саратовской области с закрытием независимых АЗС недостоверны. По возмещению убытков был дан ответ, что государство в благоприятные для независимых АЗС годы позволяло им хорошо зарабатывать и у них есть достаточные ресурсы для того, чтобы пережить неблагоприятный для них период. По вопросу об отсутствии сезонной волатильности в 2016-2017 гг. и гарантиях ее возобновления в 2019 году ответ не был дан.

«Независимый топливный союз» обращает внимание Правительства РФ и ФАС РФ, что запас прочности большинства независимых АЗС рассчитан на один-два месяца, и без принятия срочных мер по увеличению объемов торгов всех видов моторного топлива на бирже в разы — до 50% по бензину и 20% по дизельному топливу, и без компенсации потерь от «заморозки» цен, они прекратят свое существование. Уцелевшие независимые АЗС будут добиты налоговым маневром, так как рост НДПИ, обнуление экспортных пошлин, с одной стороны, экспортную альтернативу сделает еще более привлекательной, а с другой стороны, значительное увеличение акцизов на бензин с 1 января 2019 года и рост НДС вызовет новый скачок цен на бензин. А ручное регулирование топливного рынка введением отрицательного акциза на нефть и очередных «заморозок» розничных цен, как нам видится, не позволит системно решить проблему диспаритета.

«Российскому топливному рынку требуется системная реформа, в разработке которой должны принимать участие все заинтересованные стороны, в том числе представители независимых АЗС. Новая система должна обеспечивать равные конкурентные условия для всех участников российского топливного рынка. К нашему глубокому сожалению, ответственные лица предпочитают отмахиваться от наших предупреждений. Они не видят рисков в закрытии независимых АЗС. Они уверены, что контролируют ситуацию и всегда смогут договориться с крупными нефтяными компаниями. Да, в случае закрытия 15 тысяч независимых АЗС, государство может нагрузить нефтяные компании очередными социальными обязательствами в открытии дополнительных 5-10 тысяч заправок. Но крупные нефтяные компании обладают другими лоббистскими возможностями и, в конечном счете, государству придется возместить им издержки либо за счет налогоплательщиков, либо очередным повышением цен на бензин и дизельное топливо. Кроме того, есть огромный риск запуска механизма системного кризиса российской экономики, которая и так находится в стагнации. Мы предлагаем прислушаться к голосу независимой розницы и приступить к разработке системных реформ», — заявил Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза».

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя