Россия на пороге топливного кризиса: сценарий 2018 года становится все более вероятным

    0
    1682

    В период с 15 апреля по 15 мая 2019 года оптовые цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (АО “СПбМТСБ”) выросли на 23% на бензин марки REGULAR (АИ-92) и на 18,5% на PREMIUM (АИ-95). Цена на летнее дизельное топливо в вышеуказанный промежуток времени выросла на 2,5%. Оптовая цена тонны 92-го бензина по состоянию на 15 мая 2019 года составила 49 079 руб или 36,6 руб за литр, 95-го — 50 608 руб за тонну или 38,2 руб за литр, летний дизель — 47 769 руб за тонну или 39,8 руб/литр. С некоторым лагом оптовые цены транслируются в мелкий опт. К примеру, в Саратовской области за указанный период цены на АИ-92 выросли на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%, а на летний дизель — на 2%. Несмотря на некоторую корректировку 16 мая 2019 года, в условиях высокого сезона следует прогнозировать дальнейший рост оптовых и мелкооптовых цен. Цены региональных сбытов ВИНК повышаются практически ежедневно. Такая динамика характерна для всех регионов РФ.

    В тоже время мировые цены на нефть марки Urals в течение месяца сохраняют волатильность в диапазоне 1-2$ на уровне 71-72$ за баррель. Таким образом, с началом высокого сезона при довольно стабильных ценах на нефть оптовые цены на нефтепродукты стали стремительно расти, отыгрывая разницу по сравнению с индексом экспортной альтернативы — netback. В свою очередь, так называемая “заморозка” розничных цен сохраняется. Рост оптовых цен съедает маржинальность топливной розницы. Оптово-розничная маржинальность по АИ-92 в среднем по России на сегодняшний день составляет 5 руб/литр, по АИ-95 и ДТ в районе 6 руб/литр. Учитывая логистические издержки, данный уровень оптово-розничной маржинальности уже приводит к однозначным убыткам предприятий нефтепродуктообеспечения.

    Напомним, что 5 апреля 2019 года правительство продлило до 1 июля соглашение с крупнейшими нефтяными компаниями по сдерживанию роста цен на бензин и дизельное топливо. Это стало следствием накопившихся в нефтяной отрасли проблем. Предыдущее соглашение прекращало своё действие 31 марта 2019 года. Предполагалось, что за время его действия заработает демпфирующий механизм, который с одной стороны даст рентабельность замороженной рознице, а с другой позволит работать в прибыль нефтепереработке, испытывающей давление со стороны выросших акцизов. Однако, демпфирующий механизм, который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для нефтепереработки, и для розницы, не справляется с поставленными задачами.

    С одной стороны, нефтепереработка оказалась в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания правительства уменьшать свои бюджетные аппетиты, с другой стороны, розница – испытывает давление от стремления сдерживать рост цен на моторное топливо в розничном секторе. Сегменты топливного рынка от нефтепереработки до розницы оказались зажаты в регуляторных тисках. В итоге регуляторы в ручном режиме определяют, кто получает маржинальность, а кто терпит убытки, то есть буквально — маржинальность выступает своего рода ресурсом, который перераспределяется между переработкой и розницей в зависимости от тактических целей правительства. Почти весь 2018 год в убытке находилась топливная розница, а в 2019 ситуация в этом звене несколько улучшилась за исключением регионов Дальнего Востока, где положение розницы было таким же тяжелым, как и у нефтепереработки. В целом нефтепереработка, сохранявшая приемлемую рентабельность в прошлом году, в 2019 года оказалась в кризисном состоянии. Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (убыточность внутренних поставок) достиг максимального значения в апреле 2019 года: по бензину — 23948 руб за тонну, по дизельному топливу — 9259 руб за тонну. И если нефтепереработка крупных нефтяных компаний еще как-то сводит концы с концами за счет других центров прибыли и частичного возврата обратного акциза на нефть, то независимые НПЗ фиксируют одни убытки. В условиях неработающего демпфера рост оптовых, а в конечном счете и розничных цен на моторные топлива неизбежен, если не принять срочных мер. Другими словами, весьма вероятна реализация сценария прошлого года, когда произошел резкий скачок и оптовых, и розничных цен.

    «Поддержание крупными нефтяными компания разницы между экспортной альтернативой и внутренними ценами на уровне 20 000 рублей за тонну являлось элементом торга, в котором ВИНКи пытались добиться урезания обязательных объемов к реализации моторного топлива на внутреннем рынке и увеличить компенсацию со стороны государства. Им удалось убрать требование к увеличению на +3% объемов обязательных поставок по отношению к показателям прошлого года, но увеличить компенсацию до сих пор не удается. Минфин жестко сопротивляется. Тем не менее, переработка была загнана в минус, что привело к фактическому остановке крупнейшего независимого Антипинского НПЗ, а в предбанкротном состоянии находятся еще 14 независимых НПЗ. Теперь пришла очередь независимых АЗС. Так что готовимся к новому витку кризиса и дальнейшей борьбе за выживание», — отметил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    Независимый топливный союз предлагает следующие меры выхода из надвигающегося кризиса:

    Во-первых, принятие следующих срочных оперативных стабилизационных мер: отказ от демпфирующего механизма в пользу снижения акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса не менее, чем на 50%; установление плавающего коридора оптово-розничной маржинальности, значение которого напрямую зависит от биржевых индикаторов и обеспечивает не менее 15% уровень маржинальности розницы; повышение объемов реализации на бирже в высокий сезон.

    Во-вторых, разработка системной реформы нефтегазовой отрасли. В свою очередь, «Независимый топливный союз» предлагает: провести либерализацию розничных цен, привязав их предельные значения к биржевым индексам (предельное значение по автомобильным бензинам +30% от биржевой цены, +25% по дизельному топливу), кратное увеличение обязательных нормативов поставки нефтепродуктов, произведенных на территории РФ, на АО «СПбМТСБ», а также отмена акцизов на моторное топливо или кратное их снижение. Эти меры позволят вырвать нефтепереработку и розницу из регуляторных тисков, а также обеспечить приемлемую маржинальность всем хозяйствующим субъектам.

    В-третьих, снижение экономических и внеэкономических издержек нефтепереработки и розницы за счет механизма “гильотины” нормативно-правовых актов, регулирующих топливный сектор.

    «У нас с Вами буквально месяц для принятия срочных оперативных мер иначе ситуация на топливном рынке может выйти из под контроля, что чревато значительными социально-экономическими потрясениями для граждан России», — отметил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

    Пожалуйста оставьте ваш комментарий
    Пожалуйста напишите Ваше имя