Все хорошо….

    0
    321

    Ответ Независимого топливного союза на заявление Д.Н. Козака

    Позавчера мы получили публичный ответ заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака на наше письмо по складывающейся ситуации на российском топливном рынке. Мы благодарны Дмитрию Николаевичу за оперативный ответ, а также за то, что он по-настоящему болеет за нефтяную отрасль, за экономику страны и уделяет особое внимание проблемам независимых АЗС. Тем не менее, мы вынуждены выступать в роли той самой Кассандры, так как к нашему глубокому сожалению, все предшествующие прогнозы Независимого топливного союза сбываются, но нам по-прежнему никто не хочет верить.

    В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, в итоге мы получили ценовой скачок, который удалось остановить только лишь снижением акцизов на топливо, административным принуждением крупных нефтяных компаний к увеличению поставок на биржу и заморозкой розничных цен. Сейчас история повторяется. В прошлом году розничные цены на топливо стали расти в последней декаде апреля. Относительно января 2018 г. к концу апреля оптовые цены выросли на 19,5% по АИ-92 и по АИ-95, а на ДТ — на 16%. К моменту старта стремительного роста розничных цен оптово-розничная маржинальность составляла:

    • 3,80 ₽ по АИ-92;
    • 5,66 ₽ по АИ-95;
    • 2,80 ₽ по ДТ.

    На сегодняшний день рост оптовых цен относительно января составил 26,4% по АИ-92, 27,7% по АИ-95 и 3,2% по ДТ. Показатели оптово-розничной маржинальности:

    • 4,18 ₽ по АИ-92,
    • 5,66 ₽ по АИ-95,
    • 6,14 ₽ по ДТ.

    Нам представляется сходство динамики и оптовой цены, и оптово-розничной маржинальности очевидными. Вряд ли такой стремительный взлет оптовых цен можно охарактеризовать, как «немного поднялись». Оптово-розничная маржинальность, если учесть расходы на ж/д логистику и логистику до АЗС уже находится на критическом уровне.

    Также мы говорили, что демпфер не будет работать, и вот соглашение о «заморозке» пришлось пролонгировать до 1 июля, так как механизм не заработал в том сценарии, который прогнозировался регуляторами. Мы предупреждали о рисках оппортунистического поведения и неработоспособности демпфера в качестве бенчмарка, но наши замечания не принимались в расчет.

    В мае 2018 года часто можно было услышать, что «заморозки» розничных цен не будет. В итоге мы получили первое соглашение о «заморозке» розничных цен между Правительством и нефтяными компаниям в июне 2018 года, второе — в ноябре 2018 года. Далее, нам обещали решение ситуации и вовсю убеждали в отсутствии необходимости продления заморозки. Но в апреле 2019 года вопреки заверениям мы получили пролонгацию, третье соглашение продлится до 1 июля.

    Архитекторами надвигающегося кризиса является, по нашему мнению, Министерство финансов России. Исходя из своего понимания интересов бюджета в ситуации его профицита, Минфин не готов пойти на снижение налоговой нагрузки на отрасль. Сегодня в результате завершения налогового маневра в нефтяной отрасли налоговая система стимулирует экспорт, а внутренний рынок рассматривается по остаточному принципу. Минфин оказался не готов скорректировать показатели демпфера, чтобы он, наконец, заработал и позволил бы обеспечить минимальную маржинальность нефтепереработке, тем самым ограничив рост цен на моторное топливо и в опте, и в рознице. Причина та же – «выпадающие» доходы бюджета. Высокий акциз в ситуации убыточной нефтепереработки — есть нижний регуляторный рычаг давления на рентабельность топливного сектора.

    Оператором кризиса выступает Федеральная антимонопольная служба России, которая, с одной стороны, позволила крупным нефтяным компаниям превратить биржевый механизм в средство «разгонки» оптовых цен, а с другой, не выполняет своей работы по ограничению рыночной власти монопольного положения крупных нефтяных компаний. Также именно ФАС выступает оператором режима «инфляция минус», что создает верхний рычаг давления на рентабельность топливной отрасли.

    Правительству и Минэнерго явно не хватает аргументов и политической воли, чтобы предотвратить надвигающийся кризис. Прошло 7 месяцев с ноября 2018 года, а воз и ныне там. Как нам видится, основная проблема в том, что независимые НПЗ и АЗС не стали стороной диалога. А их положение и является ведущим индикатором здоровья нефтяной отрасли в целом.

    Независимый топливный союз видит следующие сценарии развития ситуации:

    Первый сценарий – «Повторение пройденного». После 1 июля 2019 года розничные цены на стелах автозаправок крупных нефтяных компаний и независимых резко поползут вверх. Население примет ситуацию болезненно и начнет выходить на улицу, и так невысокие рейтинги властей опустятся еще ниже. Правительство вновь будет вынуждено резко снижать акцизы на моторное топливо и административно заставлять нефтяные компании заливать дополнительными объемами биржу до тех пор, пока не удастся достигнуть приемлемых значений оптово-розничной маржинальности. Нефтяные компании и независимые АЗС окажутся в убытках, а автовладельцы снова «затянут пояса».

    Второй сценарий – «Ручное регулирование». Правительство для избегания резкого скачка цен вновь в административном порядке вынуждает крупные нефтяные компании «заморозить» цены и жертвует независимым сектором как в нефтепереработке, так и в топливной рознице. Итог: массовое банкротство независимых АЗС и системная деградация топливной инфраструктуры страны. Граждане страны столкнутся с очередями и дефицитом моторного топлива на оставшихся заправках. Начнет резко расти «черный» рынок нефтепродуктов, где дефицитное топливо будет доступно по более высоким ценам.

    Третий сценарий – «Вдруг демпфер заработает». Правительство убедит Минфин скорректировать текущие параметры демпфера, и он при текущих внешнеэкономических факторах заработает как предполагалось. В этом случае можно ожидать некоторую стабилизацию ситуации до того момента пока сохраняется текущая внешнеэкономическая ситуация при условии купирования оппортунистического поведения доминирующих игроков и пересмотра режима расчета показателей. Однако любой разворот в сторону резкого роста или падения мировых цен на нефть разрушит неустойчивое равновесие и параметры демпфера вновь придется оперативно подкручивать с непонятными результатами. Для потребителя — это означает медленный, но постоянный рост цен на топливо вне зависимости от того падают или увеличиваются мировые цены на нефть.

    Четвертый сценарий – «Системная реформа». Проведение системной реформы: кратное снижение или полная отмена акцизов на топливо, либерализация розничных цен с привязкой их к биржевым котировкам, которые, в свою очередь, привязаны к ценам мирового рынка, создание резервного топливного фонда для сглаживания резких ценовых колебаний. Наконец, будет разорван русский замкнутый круг и теперь с падением мировых цен на нефть, будут падать и цены на моторное топливо. Ценовая конкуренция приведет и оптовые, и розничные цены в соответствии с доходами населения.

    «Мы предлагаем сесть за стол переговоров, за которым равноправными участниками должны стать независимая нефтепереработка и розница, так как именно они в силу своей относительной многочисленности агрегируют интересы отрасли, а не узкие интересы отдельных корпораций. Независимый топливный союз готов предпринять все возможное, чтобы не допустить реализации негативных сценариев», — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

    ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

    Пожалуйста оставьте ваш комментарий
    Пожалуйста напишите Ваше имя