Ситуация на топливном рынке в звене нефтепереработки, оптовом и розничном сегментах грозит полноценным топливным кризисом. В настоящее время наблюдается резкий рост цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. В частности, с начала мая по конец июня мелкооптовые цены на АИ-92 в среднем по России выросли на 17,23%, на АИ-95 — на 21,89%, на ДТ — на 9,62%; средняя маржинальность российских АЗС на сегодняшний день по АИ-92 составляет 1,56 р./литр (3,65%), по АИ-95 — 1,08 р./литр (2,32%), по ДТ — 3,20р./литр (6,66%). В то же время основным выгодополучателем от продаж бензина было и остается государство: по оценке ФАС, налоги в цене каждого проданного литра топлива составляют порядка 55% . Дальнейший рост стоимости нефтепродуктов в мелком опте и сокращение маржинальности грозят топливным кризисом, подобным тому, с которым Россия столкнулась весной и осенью 2018 г.
Независимый топливный союз (далее—Союз) полагает, что главными причинами роста стали корректировка в начале мая совместного приказа ФАС и Минэнерго в сторону временного снижения (до 30 июня 2020 г.) в 2 раза нормативов биржевых продаж нефтепродуктов: бензина с 10% до 5%, дизтоплива — с 6% до 3%, авиатоплива — с 10% до 5%, мазута — с 2% до 1%, СУГ — с 5% до 2,5% (от объема производства), а также решение регуляторов о запрете на импорта нефтепродуктов, что привело к существенному снижению предложения топлива внутри страны.
«В условиях высокого сезона и отмены коронавирусных ограничений неизбежный рост спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке столкнулся с чисто «нормативным« сокращением объемов. Прямо сейчас для рынка критичны регуляторные факторы, которые определяют как доступные на внутреннем рынке объемы топлива, так и динамику оптовых и мелкооптовых цен. Но ситуацию можно улучшить значительно и сразу. Для этого необходимо увеличить нормативы обязательных продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке, снять запрет на импорт, а главное приостановить действие демпфера. В текущей ситуации демпфер является ничем иным, как налогом на кризис», — заявил президент Союза Павел Баженов.
Отметим, что в марте этого года Союз обращался к премьер-министру М. Мишустину. В письме выражалась обеспокоенность возможностью возникновения убытков предприятий нефтеперерабатывающей и сбытовой инфраструктуры, а также риск закрытия независимых АЗС. Несмотря на ряд эффективных действий Правительства по борьбе с экономическими последствиями распространения коронавирусной инфекции, в топливной отрасли ситуация пошла по негативному сценарию.


Союз констатирует, что демпфер, введенный с заявленной целью сглаживать воздействие внешней конъюнктуры на цены внутреннего рынка не выполняет своего предназначения. Более того — именно демпфер выступил глобальной причиной текущего роста цен: ограничение предложения было обусловлено убытками, которые несла нефтепереработка вследствие отрицательных значений демпфера, начиная с февраля 2020 года. Таким образом, демпфер де-факто, стал «налогом на кризис« для топливного сегмента нефтегазовой отрасли.
В связи с этим Союз не видит никаких рациональных оснований для отказа от пересмотра параметров демпфирующего механизма. Союз напоминает, что в 2018 г. действовавший Правительство снизило акцизы на 3000 руб. за тонну для бензина и на 2000 руб. для дизельного топлива с 1 июня 2018 г., что в итоге привело к снижению биржевых цен и позволило временно преодолеть кризис. Союз полагает данные меры примером своевременного и удачного воздействия на рынок
Ранее в апреле-мае этого года Союз направил депутатам Государственной Думы перечень антикризисных предложений, среди которых также содержалась мера о приостановке действия демпфирующего механизма до конца 2020.
В настоящий момент Союз получил более 80 ответов. Благодаря депутатским запросам, последовавшим за нашим обращением, нам удалось получить развернутые позиции Минэка, Минфина, Минтранса, ФАС и Минэнерго в отношении демпфирующего механизма. Регуляторы не видят в демпфере проблемы, несмотря на прямое признание дополнительных издержек, которые в кризисный период вынуждена нести нефтепереработка.
По оценкам Союза, средние и крупные независимые сети АЗС, имеющие небольшой запас топлива, закупленного ранее, не смогут выдержать текущие ценовые условия более 2-3х месяцев без серьёзных последствий для бизнеса; большинство независимых АЗС совсем не имеют запаса прочности и уже сейчас вынуждены закупать топливо на нефтебазах по текущим высоким ценам. При этом в цене для конечного потребителя эти изменения не отражаются ввиду отстаивания ФАС РФ принципа «инфляция минус», де-факто регулирующего розничное ценообразование. Результатом подобной политики становится резкое сокращение маржинальности заправок при высоких ценах для потребителя.
«К сожалению, вместо того, чтобы анализировать подлинные, а не мнимые причины складывающейся ситуации, отдельные регуляторы предпочитают пачками выдавать предостережения профессиональному сообществу. Но реальная отрасль почему-то внемлет элементарным законам экономики, а не предостережениям, не имеющим никакой фактической и научной основы. Необходим не кнут, а системный пересмотр подхода к регулированию рынка», — полагает президент Союза Павел Баженов.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста оставьте ваш комментарий
Пожалуйста напишите Ваше имя